Запоминаем английские слова легко или 10 правил полиглота.

02.07.2010

Когда мы начинаем учить язык (в детстве – свой родной, позднее – иностранный), то одним из первых шагов является накопление своего словарного запаса. Запоминание новых слов происходит естественным образом, когда мы находимся в конкретной языковой среде, влияющей на нас. Ребенок слушает и запоминает речь, которая звучит вокруг него, и так же запоминает слова человек, приехавший в другую страну. Это называется естественным путем, но есть еще и искусственные методы, позволяющие заучивать иностранные слова быстрее. О них  и пойдет речь.

 Любое английское слово имеет  точный перевод, точное значение и точное написание. Как любую точную информацию слово необходимо запомнить на 100%.  Попробуйте произнести, к примеру, англичанину слово примерно. Он вас не поймет. Или перевести примерно предложение, которое является приговором суда и от точности перевода зависит жизнь человека? Любая точная информация запоминается плохо, даже после изнурительной «зубрежки» в памяти остается только 20%. Зная  эту особенность памяти, еще нашими далекими предками была создана мнемотехника или мнемоника - искусство запоминания.

Мнемоника – это термин, обозначающий свойство человеческого мозга, которое позволяет ему легче запоминать что-то, что представлено в виде символов, образов, сокращений. Мнемоника используется для повышения скорости и качества усвоения информации, и она как нельзя лучше подходит при изучении иностранных языков.

Заучивая новые слова, Вы, разумеется, переводите каждое новое слово, которое пытаетесь запомнить, на свой родной язык, ищете его аналог.  Для того  чтобы сделать это запоминание более эффективным, используйте мнемонику.  Например, запоминая новое для Вас слово «усы», произнося его на иностранном языке и на своем, как можно отчетливей представьте себе усы на лице мужчины. Рассмотрите их внимательно: маленькие это усы или большие, черные или с сединой и т.д. Мозгу проще запомнить сам образ, чем слово, и этот образ будет служить Вам посредником, когда понадобится употребить слово или вспомнить, что оно значит.

Правило 1. Используйте мнемонические связи, то есть представляйте значение слова в виде символов, образов или сокращений.

Запоминание английских слов вызывает сложности по причине неправильной их организации. Вспомните, как устроено большинство книг  и словарей, направленных на формирование словарного запаса? Слова в них располагаются в алфавитном порядке,  а такой порядок удобен лишь для поиска слов, но не для запоминания. Запоминание слов в алфавитном порядке приводит к негативным последствиям.

Слова, представленные  в алфавитном порядке, начинаются с одной и той же буквы и мало  чем отличаются. А, как известно, однородная информация подвержена забыванию, т.е. запоминаясь последовательно, слова вытесняют друг друга из памяти.

Правило 2. Заучивая новые слова, располагайте их таким образом, чтобы соседние иностранные слова в Вашем списке начинались с разных букв.

Кроме того, выученное иностранное слово сложно  «достать из памяти», т. к. оно  запоминалось без группы слов, связанных с ним по смыслу. Выученное в алфавитном порядке слово можно сравнить с книгой, которую вы хотите найти в книжном шкафу, но не помните, на какой полке она стоит и к какой тематике относится. И для того, чтобы отыскать нужную книгу, вам понадобится «перерыть» весь шкаф. А вот если бы вы поставили эту книгу на полку с книгами по той же тематике, то очень быстро нашли бы ее.

Правило 3. Заучивайте новые слова группами, объединенными  одной тематикой:  «Фрукты», «Цвета», «Одежда» и т. д.

Также запоминание английских слов вызывает сложности, если вы запоминаете слово без контекста, поскольку слова, в большинстве своем, многозначны. Более того, часто употребляющиеся слова имеют гораздо больше значений,  чем слова, употребляющиеся редко.  Если вы откроете большой словарь, то увидите, что напротив английского, французского слова стоит первое, второе, третье значения и так далее, не говоря уже об изменениях значений в идиомах.

Правило 4. Заучивая слово, выписывайте полностью предложение, в котором оно вам встретилось, или с окружающим контекстом, наиболее точно раскрывающим значение этого слова. Придерживайтесь принципа: одно слово  - одно значение – один контекст.

Осложняет запоминание иностранных слов также и неправильная последовательность запоминания. Под «последовательностью запоминания» имеется в виду последовательность запоминания составляющих  слова.

Возьмем, к примеру, английское слово  bread ['bred] - хлеб

1. bread – написание английского слова.

2. ['bred] –  произношение английского слова.

3. хлеб –  перевод английского слова.

Следовательно, любое слово состоит из трех составляющих: 1) написание, 2) произношение,  3) перевод. И скорее всего, в такой последовательности вы записывали новые английские слова в свой словарик.  С чего вы начинали запоминание?  Наверное, с написания. Потом  произносили много раз вслух, т. е. bread ['bred] – хлеб, bread ['bred] – хлеб…

Получается следующая последовательность запоминания: написание – произношение – перевод.

Запоминание в такой последовательности называется «узнаванием», т.е. вам нужно сначала увидеть английское слово в тексте или услышать его, чтобы вспомнить перевод. Вот почему мы все хорошо читаем и переводим английские тексты, выезжая за границу, понимаем иностранцев, но сказать ничего не можем. Не можем сказать, потому что не можем быстро и легко вспомнить перевод слова, т. е. «воспроизвести» его по памяти. Этот процесс так и называется «воспроизведением» и представляет собой следующую последовательность: перевод - произношение – написание.

Например: хлеб - ['bred] – bread. Запоминание английского слова в этой последовательности гарантирует высокое качество запоминания и высокую скорость припоминания в момент общения

Правило 5. Заучивая новые иностранные слова, соблюдайте  правильную последовательность: перевод - произношение – написание.

Для некоторых студентов сложным является запомнить не произношение и перевод, а именно написание слова. Для точного запоминания написания, необходимо новое слово выписать отдельно от других, так, чтобы видеть только это слово. Внимательно посмотреть на буквы и прочитать 2-3 раза. Следующий этап запоминания - написать слово на черновике, никуда не подсматривая, а затем проверить. Повторить этот этап от 3-5 раз. Последний этап - проверить качество зрительного запоминания.  Проверить  его можно записав слово наоборот, справа налево, так, чтобы слово правильно читалось.

Например:  ....d / ...ad /..ead / .read / bread

Если вы правильно записали слово наоборот, значит, вы запомнили правописание английского слова на 100%!

Правило 6. Чтобы запомнить написание слова, необходимо выполнить следующие этапы: выписать его отдельно от других слов, внимательно рассмотреть последовательность букв, прочитать 2-3 раза, записать несколько раз, не подсматривая, а затем проверить себя, и, наконец, записать слово справа налево.

Картинки – это основной метод, использующийся для запоминания слов маленькими детьми, который, весьма полезен и для взрослого, изучающего иностранный язык. Записывая новое слово в словарь, просто нарисуйте его значение или рядом с рисунком напишите перевод. Например:   

apple - яблоко.gif (яблоко)    или    blue  синяя краска.jpg (синий, голубой)

 

Правило 7. Записывая новые слова, зарисовывайте их значения.

Еще одним эффективным приемом запоминания новых слов служит внедрение этого слова в свой опыт. Разобравшись с произношением и точным переводом слова, составьте с ним свое предложение. Это даст вам возможность наиболее точно запомнить его значение,  и без труда вспомнить впоследствии. Например: возьмем слово хлеб – bread.

Составляем предложение: I like having brown bread with cheese for breakfast.

Правило 8.   Заучивая слова, внедряйте их в свой опыт, составляя с ними свои предложения.

Люди, уже имеющие опыт изучения иностранного языка, наверное,  обращали внимание, что некоторые слова в языке образуются способом звуковой имитации.  Значения таких слов легко распознать, зная это правило и контекст.

 Например:  When I was swimming in the river, I heard a splash behind me.

Слова was swimming (плыл) и river (река) могут указать на значение слова a splash – всплеск, брызги, которое действительно созвучно с русским словом: splash (сплэш – всплеск). Или другой пример: Walking through the forest one day, we heard a cuckoo singing in the trees.

Слова forest (лес),  singing (поющая),  in the trees (в деревьях) дают нам понять, что речь идет о поющей кукушке. Слово « cuckoo»  напоминает звуки кукушки.

Правило 9. Пополняя словарный запас, обязательно пользуйтесь контекстом и помните о правиле звуковой имитации. Это поможет вам понимать значения слов без использования словаря и легко запоминать их.

Ну, и последнее, но не менее важное правило.  Знание грамматики и правил словообразования эффективно помогает распознавать значения новых слов без словаря и также быстро запоминать их.

Встретив, к примеру, в тексте новое незнакомое слово, ответьте на следующие вопросы:

 - К какой части речи относится слово?

 - Есть ли в слове приставка или суффикс?

 - Похоже ли оно на другое английское слово, известное Вам?

 -Есть ли похожее слово в русском языке?

Например: He did something unusual on the stage.

Если слово «unusual» встретилось Вам  в первый раз, то наверняка Вы сможете вспомнить  часто встречающееся слово «usually».  Слова «unusual»  и «usually» различаются по двум признакам.

     1) Знакомое слово  «usually» переводится «обычно» и является наречием, на что указывает суффикс  -ly. Наречия с помощью этого суффикса, как правило, образуются от прилагательных. В новом для нас слове «unusual» этот суффикс отсутствует, следовательно, «usual»  является прилагательным и переводится как «обычный».

     2) В новом слове «unusual» есть префикс un-,  который придает слову отрицательный оттенок и, обычно переводится на русский язык  частицей «не».  Отсюда делаем вывод, что прилагательное «usual» - обычный, с помощью префикса un- (unusual) приобрело значение «необычный».

Итак, предложение с незнакомым нам словом мы переведем как: Он делал что-то необычное на сцене.

Правило 10. При изучении иностранного языка, не пренебрегайте такими разделами, как грамматика и словообразование. С их помощью  Вы станете намного реже обращаться к словарю при пополнении своего словарного запаса.

Пользуясь этими простыми правилами, Вы сделаете процесс запоминания новых слов интересным, а главное, эффективным!  Учите слова с удовольствием, а они, в свою очередь, доставят Вам удовольствие в общении и, кто знает, возможно, однажды и  Вас назовут настоящим ПОЛИГЛОТОМ!


Количество показов: 10832

Возврат к списку